http://www.horse-club.ru ГЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА Предыдущая http://www.horse-club.ru Следующая
http://www.horse-club.ru

Глава IV
ОБРАТНЫЙ И ПРЯМОЙ ПИРУЭТЫ
НА СКРЕЩИВАЮЩИХСЯ ПЕРЕДНИХ НОГАХ

Обратный пируэт этого рода исполняется точно так, как и на трех ногах, но только на месте стоят обе передние ноги и по мереобхода вокруг них зада перекрещиваются одна с другой.

При исполнении прямого пируэта лошадь обходит плечами вокруг зада и перекрещиваются задние ноги.

Делать обратный пируэт легко — прямой очень трудно.

Комментарий специалиста

Этот элемент также не нашел широкого применения. Он зрелищен, встречается в цирковых программах скорее шуточного характера.

Глава V
«НАЗАД РАВНЯЙСЯ» БЕЗ ПОВОДА

Нетрудно приучить лошадь осаживать без повода, но такого рода осаживание не всегда безвредно для лошади и безопасно для ездока. Так как в данном случае приходится работать одними шенкелями и шпорами, то, очевидно, ездоку очень легко поставить лошадь за повод, а лошади подняться на дыбы. Молодым неопытным ездокам, которым не пришлось еще предварительно выездить нескольких лошадей, не советую браться за это манежное упражнение, так как оно требует большого умения и опытности.

Особого риска нет, когда имеешь дело с горячей, приемистой лошадью, но нельзя ожидать успеха с лошадью лимфатичной, неприемистой, которая подается вперед только при помощи энергичных шенкелей.

Во всяком случае, наездник может приступить к обучению лошади осаживать без поводьев только тогда, когда он вполне уверен, что она не станет осаживать сама собой, не воспользуется осаживанием, чтобы обратить его в отказ, словом, не приобретет дурную привычку.

Что касается меня, то я приступаю к обучению лошади осаживать без повода только тогда, когда я совершенно подчинил ее себе, когда я вполне уверен, что при каких бы то ни было обстоятельствах я могу мгновенно подать ее вперед.

При начале обучения действую шенкелями и поводьями, как описано в главе об осаживании. Постепенно ослабляю воздействие поводьев, затем оставляю их совершенно и вызываю осаживание одними только шенкелями. В этом и заключается вся трудность. Надо, так сказать, подавать лошадьназад ляжками и шенкелями, давать имипосыл спереди назад.

Во время всей предшествующей выездки я приучал лошадь при малейшем указании шенкелей подаваться вперед, при осаживании без поводьев появляется обратное требование. Естественно, что лошадь сначала сильно недоумевает. Она всегда и легче всего раздражается, когда не понимает, чего от нее требуют, поэтому ездок должен стараться сохранять полное спокойствие. Лишь только лошадь сделает два-три шага назад, ездок должен тотчас раздать ляжки и каблуками или шпорамиподать ее на столько же шаговвперед.

Необходимо строго следить за тем, чтобы лошадь не осаживала быстрее того, чем от нее требуется.

Итак, сначала я нажимаю шенкеля, а поводья натягиваю настолько, чтобы вызвать осаживание. Ласкаю лошадь, начинаю снова, но стараюсь усиливать воздействие шенкелей и ослаблять воздействие поводьев. Когда лошадь поняла, я мало-помалу оставляю поводья.

Комментарий специалиста

Осаживание без повода часто неосознанно выполняют горе -всадники, не умеющие работать рукой и ездящие на распущенном поводе. Если лошадь податлива на шенкель, она быстро привыкает делать этот элемент без использования повода. Но, как предупреждает автор, это может быть опасно.

Глава VI
БАЛАНСЕ НА ЗАДУ (ПЕРЕДОМ)

Исполняя этого рода балансе, лошадь поднимает попеременно, не вытягивая, передние ноги и, опуская их на землю, ставит как можно дальше одна от другой, как бы перебрасывая перед с одной ноги на другую. Когда лошадь умеет идти испанским шагом, то выучить ее балансе нетрудно.

Голову и шею лошади при балансировании передом надо поднимать не слишком высоко. Поднимать и вытягивать ноги по сравнению с испанским шагом лошадь должна наполовину. Я приучаю лошадь балансировать следующими приемами. Поставив лошадь, я заставляю поднять правую переднюю ногу как бы для испанского шага. В момент, когда нога поднялась, но еще совершенно не успела вытянуться, перевожу руки вправо, от чего тяжесть переда, лежавшая на левой ноге, резко передается вправо. Ясно, что лошадь должна тотчас опустить ногу на землю, отнеся ее в сторону вправо, далеко отлевой ноги.

Когда лошадь поднимает и опускает правую ногу правильно, теми же приемамизаставляю ее проделать то же левой ногой.

Движения каждой ноги составляют два отдельных темпа полного мотива балансе, поэтому оба этих темпа нужно соразмерить и согласовать между собой. Увеличивая все энергичнее и энергичнее перестановку рук то в ту, то в другую сторону, то есть перекидывая все дальше и дальше то вправо, то влево тяжесть переда, лошадь, становясь на землю, все более и более относит в сторону ноги. Шенкеля работают как на испанском шагу, но воздействие их должно быть настолько одновременно, чтобы не дать заду возможности податься в какую-либо сторону. Лошадь довольно скоро приучается исполнять этого рода балансе. Чем дальше вправо и влево заносит лошадь передние ноги, тем исполнение балансе выходит мягче, протяжнее, красивее. Нетрудно добиться, чтобы лошадь ставила одну ногу на расстоянии метра и даже полутора от другой.

Требовать от лошади, чтобы она широко расставляла ноги, можно только тогда, когда балансе она исполняет совершенно чисто. Можно и на ходу вести лошадь в балансе, причем исполнение его становится более грациозным, а лошадьне может встать за повод.

Вести лошадь в балансе труднее, чем заставлять ее балансировать на месте, то есть к описанным приемам надо еще прибавлять и посыл вперед.

Комментарий специалиста

Такого рода балансе великолепно развивает мускулатуру груди у лошади, но нужно помнить, что она должна быть хорошо подготовлена предварительной работой. И как предварительную подготовку к этому элементу автор расценивает обязательное умение выполнять испанский шаг.

Глава VII
БАЛАНСЕ НА ПЕРЕДУ (БЕДРАМИ)

Ездок должен обладать большой чуткостью шлюсса, чтобы быть в состоянии научить и вести лошадь в этого рода балансе. При исполнении этого манежного мотива поводом нужно действовать очень мягко, причем давать возможность взять поддержку трензелем переда настолько, насколько ей нужно, чтобы передать тяжесть тела на плечи. Облегченные бедра приобретутбольшую подвижность.

Лошадь поставить. Так как от нее потребуется исполнение одного за другим двух темпов, то ее нужно совершенно успокоить. Исполнение одного темпа не имело бы значения приема езды высшей школыи не могло быдать нужного указания лошади.

Нажимаю слегка правый шенкель. Лошадь тотчас поднимает правую заднюю ногу, чтобы переступить ею на один шаг влево. В момент, когда эта правая задняя нога подходит к левой, не допустив ее ступить на землю, я нажимаю левый шенкель. Этот шенкель отталкивает правую заднюю ногу, которая еще находится в воздухе, опять на место и в то же время заставляет лошадь поднять левую заднюю ногу. Эта левая нога опускается возле правой, то есть она делает шаг вправо.

Если ездок пропустит момент вовремя дать левый шенкель и оттолкнуть им назад правую ногу, то нога эта успевает ступить на землю около левой, причем, очевидно, не выйдет относа ее вправо, а следовательно, и зад не откачнется в эту сторону.

При начале надо довольствоваться и этими двумя шагами и продолжать их с лошадью до тех пор, пока она не станет их исполнять совершенно спокойно. Когда успех достигнут, то те же приемы следует применить к левой ноге. Затем надо заставлять лошадь делать четыре шага, и постоянно увеличивать их число.

Советую до тех пор, пока лошадь не станет совершенно спокойно и правильно перекачивать зад в обе стороны, не требовать от нее при этом широкого относа ног в сторону перекачки.

Широкий относ бедер можно получить от лошади только при помощи шпоры, усиливающей действие шенкеля.

При начале обучения я разрешаю лошади держать голову вниз, в положении, облегчающем ей работу зада. Когда же лошадь совершенно утвердилась в этом упражнении, я ставлю ее в высокий постав.

Лошадь высшей школы всегда должна держаться высоко. Лошадь с опущенной головой всегда неграциозна и тяжела в поводу. Лошадь, выезженная хлыстом, всегда лежит на переду, что и понятно: от удара хлыста по заду она непременно поднимает его вверх. Лошадь, не могу сказать выезженная, но выдрессированная хлыстом, всегда плохо уравновешена и имеет некрасивый вид. Низкий постав шеи представляет полный контраст верному поставу лошади высшей езды. Лошадь высшей школы должна всегда нести высоко перед и задними ногами гибко забирать под центр тяжести.

Если в такт перекачивания зада оттенять действие шенкелей шпорами, то можно легко заставить лошадьпередними ногами делать небольшое пиаффе.

Если, исполняя балансе бедрами, подавать лошадь вперед и заставлять ее двигаться небольшими шагами, то получится балансе задом и одновременно пассаж. Этот сложный прием лошадь исполняет свободнее, и он выходит красивее на ходу, чем на месте, так как на ходу легче вести ее в высоком поставе.

При исполнении этого манежного мотива лошадь должна усиленно поднимать как передние, так и задние ноги, поэтому ее нужно держать в полном равновесии. Кажется, я первый исполнял этот прием на чистокровном Амуре. Это было в Париже в 1880 г.

Комментарий специалиста

Встречаются лошади, которые от природы имеют ход, похожий на движение балансе на заду или переду в силу анатомического строения конечностей. Но это не надо путать с элементами, представленными Джеймсом Филлисом. Для лошади, используемой в выездке, важным моментом является правильная постановка конечностей и вынос их по прямой при движении на различных аллюрах. При оценке качества движений лошадей спортивных пород это является одним из важнейших критериев, его учитывают, когда выбирают животных для дальнейшего племенногоразведения.

Глава VIII ИСПАНСКАЯ РЫСЬ

Испанская рысь из всех искусственных движений высшей школы самое блестящее и вместе с тем самое легкое. Если лошадь хорошо идет испанским шагом, то ее легко заставить идти и испанской рысью. Стоиттолько усилить воздействие шенкелей и поводьев.

Сначала вы должны поставить лошадь на испанский шаг и вести ее на нем несколько шагов. Выбрав мгновение, когда лошадь вынесла ногу вовсю, вы даете ей энергично чувствовать шпору.

Хотя мне не приходилось встречать ни одной лошади, которая подо мной долго отказывалась бы идти испанской рысью, все-таки, как я много раз уже говорил раньше, при обучении лошади даже испанской рыси я на первых порах всегда довольствуюсь малым. Лошадь вытянула, положим, правую ногу. Я даю ей сильную левую шпору, под которой она делает небольшой прыжок вперед. Это первый темп. Глажу лошадь и повторяю прием. Когда лошадь утвердилась в исполнении этого первого темпа, я те же приемы применяю к ее левой ноге.

Когда лошадь исполняет по одному темпу рыси на каждую ногу, я начинаю требовать от нее двух темпов, непременно настаивая при этом, чтобы она поднимала и вытягивала ноги совершенно легко и свободно.

У каждой лошади одна нога менее ловка, чем другая. На эту менее ловкую ногу я всегда усиленнее и работаю лошадь (лучший способ подействовать на память лошади и вразумить ее, что этой ногой она работает вяло).

Когда лошадь исполняет связно два темпа, я заставляю ее делать четыре, и на этих четырех темпах держу ее долго. Случается, что лошадь желает сама делать их большее число, но я воли ей не даю. Для начала лучше довольствоваться четырьмя правильными и хорошо выдержанными темпами рыси, чем торопиться и поставить лошадь на движения сомнительной отчетливости.

На испанской рыси лошади приходится значительно напрягать энергию На воздухе левая диагональ. Обучить лошадь вытягивать ноги до такой степени можно только шпорами, но уж никак не хлыстом.

Чем ваше требование при начале скромнее, тем более отчетливого его исполнения вы можете добиться. До тех пор, пока лошадь не станет идти испанской рысью без тени усилия, долго вести ее на том ходу нельзя.

Тем не менее, даже когда лошадь совершенно легко идет испанской рысью, ни в коем случае не следуетделать более двух-трехкруговпо манежу.

Во все время выездки, как говорилось уже не раз, не следует допускать лошадь делать чтолибо по ее собственному почину. В случае оплошности в этом отношении лошадь непременно будет делать то, что ей легче или что ей нравится, что хочет она, а не вы, и никогда не будет ожидать ваших указаний. Например: при обучении перемене ног на галопе часто случается, что лошадь, недожидаясь указаний ездока, сама меняет ногу.

Если ей это хоть раз спустить, то уже нельзя будет никогда добиться от нее правильной перемены ноги. Если тем не менее лошади удалось взять привычку исполнять по своему желанию какое-либо из движений, которым вы сами научили ее, то ее следует хотя и мягко, но непременно наказать. Повторю еще раз, что всякая поблажка влечет за собой потерю вашего авторитета у лошади.

Строго наказывать лошадь в данном случае нельзя, потому что, забегая вперед с исполнением выученного движения, она выказывает свою понятливость и добрую волю. В каждом подобном случае следует немедленно поставить лошадь в то положение, которое она перед тем занимала, и продержать ее в нем до тех пор, пока она совершенно перестанет стараться выйти из него.

Мне попадались лошади, которые испанский шаг обращали в уловку. На всякое требование они отвечали выносом ноги вперед. Лошадь позволяет себе прибегать к такого рода уловкам только тогда, когда обучать ее искусственным движениям начали слишком рано. Приступать к обучению лошади этим движениям следует только тогда, когда она предварительно доведена до полной гибкости и безупречного послушания при всяких обстоятельствах.

Неопытные наездники обыкновенно торопятся. Их радует, когда лошадь сама вытягивает ноги, за это они ее ласкают, а потом удивляются, когда лошадь их не слушает. Нетрудно понять, почему лошадь, выездка которой велась неправильно, прибегает к испанскому шагу как к уловке. При обучении испанскому шагу лошадь под действием шпоры должна стоять на месте. Если раньше того лошадь не приучена смело и порывисто подаваться вперед под шпорой, то она сделается или тупой на шпору, или станет выносить ногу. Вообще это самый опасный период выездки.

Случается, что иная лошадь, из лени уклонясь от исполнения какого-либо требования, делает движение, к которому она особенно привыкла. Самовольное движение ее в этом случае никогда не бывает таким, которое требует напряжения энергии. Если лошадь, исполняя требование хорошо и медленно, вдруг ни с того ни с сего откажется, то заставить ее повиноваться необходимо во что бы то ни стало. Ни под каким видом не советую в таком случае уступить, так как лошадь непременно сообразит, что благодаря упрямству настояла на своем. К каким бы средствам при этом ни пришлось прибегать, наездник, однако, не должен выходить из себя. Наездник может забыть об опасности, но дальше этой степени в раздражении заходить не должен. Случается, что вся выездка пропадет даром из-за какого-нибудь упущения в этом роде. Малейшая ошибка лошади, которая сегодня сошла ей с рук, завтра переходит уже в дурную привычку. Искоренять дурные привычки всегда очень трудно, и более или менее сильная борьба с лошадью неминуема. Выезженная лошадь — не машина, которую достаточно завести; она — живое существо, которое старается постоянно уклониться или от шенкеля, или от повода, поэтому ее необходимо постоянно и внимательно держать под верным воздействием тех и других.

В продолжение всего урока все внимание лошади должно быть поглощено только одним наездником. Ничто, кроме него, не должно существовать для нее. Равно и наездник ни о чем не должен думать, кроме лошади.

Наездник должен постоянно поддерживать внимание лошади напряженным до такой степени, чтобы ничто не могло прийти ей в голову. Могу сказать про себя, что, когда я сижу на лошади, то у нее вголове только одно: «Что он отменя потребует?»

Многие авторы повествуют: «Для достижения того-то нужно столько-то времени, а для этого столько-то, после стольких-тоуроковнадо достигнуть того-то».

Такие положения на деле никогда не оправдываются, так как никак и никогда нельзя знать заранее, сколько времени придется потратить с лошадью для того, чтобы обучить ее правильно исполнять то или другое движение. Иная лошадь на какое-либо сгибание или движение очень податлива, другая на то же самое очень тупа. Наоборот, первая может оказаться тупой на такое упражнение, которое второй дается свободно и легко. При выездке необходимо принимать во внимание способности лошади; мой совет: никогда не опускать рук и не терять энергии, если успехи не достигаются всроки, назначенные в книге.

Иных лошадей мне удавалось выучивать испанскому шагу за неделю, а с иными биться по три месяца, хотя приемы мои всегда одни и те же. Другой пример: обыкновенно для того, чтобы обучить лошадь вполне чисто менять ноги на галопе, требуется около полугода, но мне попадались лошади настолько ловкие и правильные, что перемены ноги я добивался почти сразу.

Такая непоследовательность встречается привыездке на каждом шагу.

Комментарий специалиста

Выезженная лошадь — это не машина, но следует отметить, что попадаются животные, в зависимости от своего характера с интересом и желанием отвечающие на требования всадника и, наоборот, превращающие работу в тяжкий труд, борьбу и ежедневное повторение одних и тех же элементов. Эти особенности обусловлены нервными процессами, протекающими в организме. Они зависят от породы, пола, возраста, физиологического состояния. Лошади чистокровных и спортивных пород более податливы, часто их поведение под всадником можно расценить как отчетливое желание понять, что от нее хотят, и выполнить это. Таким лошадям доставляет удовольствие работа, и они не пытаются отделаться от нее, если не возникает проблем со здоровьем. Истинное удовольствие доставляет такая лошадь хорошему всаднику, работа с другой — превращается впытку.

Желание или нежелание лошади работать тесно связано с наличием у нее в той или иной степени чувства самосохранения, которое хорошо развито у лошадей местных аборигенных пород и в более приглушенных формах присутствует в заводских породах, имеющих длительную историю разведения. Притупляя чувство самосохранения в процессе селекции, человек берет на себя ответственность за здоровье организма. Поэтому грамотное нормирование нагрузок, бережное отношение к такой лошади должны быть первым правилом при работе. С другими лошадьми этого опасаться просто не стоит, они не перетрудятся в силу своих биологических и породных особенностей. Молодую податливую лошадь, увлекшись в процессе работы, можно перегрузить. Этим вы не просто принесете ей физическое страдание, но и отобьете дальнейшее желание работать. Часто приходится длительный срок после такой неумеренной работы восстанавливать лошадь, иногда это не удается.

Испанская рысь относится к искусственным аллюрам, автор сам предупреждает об этом и настоятельно советует не перегружать лошадь движениями, не свойственными ей от природы. В современные программы по высшей школе верховой ездытакие элементы не входят.

Глава IX
ПЛЕЧОМ ВНУТРЬ НА ГАЛОПЕ

Всегда может возникнуть необходимость сделать более или менее чисто заезд в два следа на галопе. Изучение полувольтов на галопе я поэтому и поместил во второй части этой книги («Обыкновенная езда»). Теперь приступаюк изучению галопа при высшей езде.

Когда лошадь отчетливо исполняет на галопе полувольты, я перехожу к ее обучению движению плечом внутрь на этом аллюре. Для подготовки к этому движению я начинаю, ведя лошадь галопом, отводить ее плечи от барьера. Предварительно лошадь должна быть превосходно подготовлена движениями в два следа на манежном шагу (укороченная рысь), а особенно полувольтами на галопе.

Веду лошадь направо, поднимаю ее в галоп с левой ноги, иду им несколько махов, а затем отвожу руки вправо. Этим положением рук язаставляю лошадьотвести плечи внутрь, но отвожу я их немного, не более одного метра от барьера. Для того чтобы отбросить бедра лошади налево, сильно нажимаю правый шенкель. Левым шенкелем принимаю бедра и посылаю им ее на повод. Левый шенкель в данном случае регулирует мах, не допускает лошадь заносить влево зад и, подавая ее вперед, не дает встать за повод. Если на шагу, на рыси или на галопе ничем не задерживать хода вбок, то лошадь, желая всегда отделаться от сбора, регулируя сама аллюр, естественно, будет относить зад в сторону, то есть лошадь не будет идти в два следа. Очевидно, что для того, чтобы движение выходило отчетливым, всадник должен постоянно вести лошадь в шенкелях, причем только он и может уравнивать такт на всех аллюрах; лошадь будет идти в поводу и постоянно подаваться вперед.

Итак, для того, чтобы отвести плечи лошади от барьера, я подал руки вправо. При таком положении рук левый трензельный повод давит на шею лошади слева вправо, чем и определяет отвод плеч. Давление этого повода должно прекратиться тотчас, лишь только плечи отойдут вправо, иначе оно задержит их поступательное движение. Немедленно перевожу руки влево, причем давить на шею справа влево будет, в свою очередь, правый трензельный повод, то есть в дело вступает правая диагональ помощников. Левый повод слегка зовет перед влево, отчего не дает заду опередить перед. Как все всадники эпохи Боше, и я гнул шею лошади в сторону движения. С течением времени я понял, что такой постав неверен, так как он останавливает посыл. Теперь я ограничиваюсь только тем, что слегка наклоняю голову лошади в сторону движения и едва-едва сгибаю ее шею. При таком поставе наружный повод вполне может направлять перед, держать лошадь верно и во взаимодействии с внутренним поводом и шенкелямине задерживать посыла.

При ходе в два следа, особенно на полувольтах, бедра всегда стремятся обогнать плечи, отчего лошадьнепременно встанет за повод. Следует тщательно не допускать ее доэтого.

Затем я проделываю ту же работу внутрь слева вправо. О движении «принимание по барьеру» я совершенно и не упоминаю. По моему мнению, это вредное упражнение, на котором лошадь направляет не рука всадника, а барьер.

Комментарий специалиста

Что такое езда в два следа, объяснялось в предыдущих комментариях. Выполнение такой езды на галопе требует хорошего чувства лошади у всадника, четкой реакции на каждый элемент управления от лошади. Этого нелегко добиться начинающему всаднику даже от хорошо подготовленного животного.

Проблемой современного спорта является то, что, как правило, обучение и всадник и лошадь начинают почти одновременно. В результате методом проб и ошибок они добиваются или не добиваются положительных результатов. Старая тренерская школа прекратила свое существование по ряду объективных причин, и единичные талантливые самоучки не в силах поддерживать требующий столь кропотливой работы вид конного спорта на высоком мировом уровне.

Глава X
ПИРУЭТЫ НА ГАЛОПЕ

При пируэте на галопе задние ноги лошади, поворачиваясь кругом, должны отбивать галоп почти на месте, а бедра лошадь должна держать на линии плеч, которыми она описывает окружность. Некоторые авторы полагают, что на таком пируэте лошадь должна опираться сильнее на какую-либо из задних ног. По-моему, это положение неверно, так как в таком случае не выйдет галопа. Прежде чем приниматься за пируэт на галопе, надо сначала приучить лошадь делать его всильном сборе на шагу.

Ставлю лошадь среди манежа. Положим, готовлюсь делать пируэт слева вправо. Подаю руки вправо. Правый повод, очевидно, будет звать голову лошади вправо, а левый, нажимая на шею слева вправо, станетнаправлять в ту же сторону ее плечи.

Подав немного левый шенкель назад и прижимая им, удерживаю зад и не даю ему занестись влево, а правым шенкелем не даю лошади осадить и подаю им ее на повод. Работа эта требует от наездника значительной легкости и тонкости руки.

Если он будет слишком грубо звать поводом в сторону, то лошадь будет врать плечами, и такое движение не будет пируэтом; если он затянет лошадь, то она осадит. Когда лошадь утвердилась в исполнении пируэта на шагу, я поднимаю ее в галоп и веду сначала по довольно большому кругу. Начинаю постепенно сокращать круг, но сокращаю его не от периферии к центру, а забирая все более и более плечами в сторону центра. Для поддержания маха усиливаю шенкеля.

Задние ноги, поднимаясь и опускаясь, должны отбивать галоп, можно сказать, на месте, а лошадь, как сказал выше, не должна опираться сильнеена какую-либо из этих ног.

Исполнять пируэт следует как можно медленнее, в чем и заключается вся его трудность. Лошадь надо вести на самом коротком и тихом галопе, не допускаяее останавливания.

Пируэты справа влево исполняю темиже приемами, но вобратном смысле.

Некоторые наездники делаютна галопе и обратный пируэт (обходят задом вокруг плеч).

Упражнение это на шагу превосходно. На галопе я его не признаю. Задача выездки состоит в том, чтобы вымахивать перед лошади, а на обратном пируэте приходится приучать ее держать его на месте. С точки зрения сущности езды это упражнение бессмысленно и само по себе очень некрасиво, так как передние ноги, не имея возможности подаваться вперед, толкутся, вытянувшись на месте.

Вольты и обратные вольты на галопе и красивы, и полезны. Приемы для их выполнения те же, что и для пируэта. Разница между вольтами и пируэтами заключается в том, что первые описываются не на месте, а по более илименее большому кругу.

Начиная описывать вольт, трудно определить, какого он выйдет диаметра, а тем не менее только на вольте определенного диаметра наездник может проверить, верно ли держится его лошадь.

Для такого рода проверки советую в середине манежа начертить круг и вести по нему лошадь. Если она идет по нему с желаемой точностью, она держится верно и должным посылом хорошоуравновешена.

Когда лошадь все описанные упражнения исполняет на галопе отчетливо, то на этом аллюре можно требовать от нее чегоугодно.

Отчетливость исполнения свидетельствует о том, что лошадь, будучи вполне гибка и послушна, ни в чем не откажет ездоку. Ездок со своей стороны должен обладать терпением и умением передавать лошади своюволю.

Комментарий специалиста

Чаще при работе этого элемента идут от обратного. Сначала укорачивают галоп лошади до минимума, после чего начинают работать плечом вовнутрь. Податливое животное хорошо реагирует на смещение центра тяжести всадника, последнему остается поддерживать движение очень собранным галопом. Иногда работа этого элемента сводится к интенсивному смещению массы тела на галопе, когда всадник как бы валит лошадь своим весом в сторону. Такое выполнение не доставляет удовольствия зрителю и дает лошади непомерно большую нагрузку на плечи.

http://www.horse-club.ru ГЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА Предыдущая http://www.horse-club.ru Следующая